В Ассоциации юристов России формируется рабочая группа, которая займется выработкой критериев по определению морального вреда. Об этом сообщил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на «круглом столе» «Фейковая медицина. Как защитить права пациента» 12 июля.
Инициатива исходит от Верховного суда России, признавшего отсутствие в стране нормальной практики компенсации причиненного потребителю морального вреда. «Это важный правовой институт, который должен стимулировать недобросовестные хозяйствующие субъекты к соблюдению прав граждан. У нас нет сегодня никаких критериев для компенсации морального вреда – кроме определения, что это некая оценка физических и нравственных испытаний, которые причинены гражданину. Решение о сумме компенсации обычно остается на усмотрении суда», – уточнил Олег Прусаков.
Он напомнил, что компенсация морального вреда широко применяется в юридической практике США. И выразил надежду, что рабочая группа сумеет выработать рекомендации, которые в дальнейшем трансформируются в конкретные решения и позволят влиять на недобросовестные хозяйствующие субъекты.
Представитель Роспотребнадзора признал, что в медицине «есть проблема, связанная с судебной защитой». По данным Верховного суда за 2018 г., которые приведены в ежегодном государственном докладе Роспотребнадзора «О защите прав потребителей в РФ», доля положительных решений в сфере медицинских услуг составляет 65%, при этом средний показатель, охватывающий все другие сферы – 81,2%.
«К сожалению, так сложилось исторически, что доля удовлетворенных судебных исков потребителей в медицине самая низкая среди всех других сфер деятельности. То есть доказать потребителю свои права в суде сложно», – констатировал Олег Прусаков.