Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.
В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.
Эмоциональное развитие ребенка
Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.
Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.
Речевое развитие у детей
Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.
Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:
- Пальчиковые игры;
- Предметные игры;
- Рисование;
- Лепка;
- Конструирование;
Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.
Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.
Логическое развитие
Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.
Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).
Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.