Хотите, чтобы, став взрослым, ваш ребёнок любил полезную овсянку, а не вредные конфеты? Тогда заранее начинайте формировать у малыша правильные пищевые привычки. В идеале это нужно делать ещё до рождения.
С молоком матери
Вкусовые предпочтения начинают формироваться у плода ещё в утробе матери. Продукты, которые употребляет беременная, влияют на вкус амниотической жидкости, в которой плавает плод и которую заглатывает эмбрион. Учёные уже доказали, что потом, когда ребёнок начинает получать прикорм и пробовать новые продукты, он предпочитает те, которые мать чаще всего ела во время беременности. Это продемонстрировано не только для вредных сладостей, жирностей и солёностей, но и для полезных овощей, чеснока, специй.
Следующий важнейший этап формирования вкуса – грудное вскармливание. То, что ест мать в это время, потом будет любить и ребёнок. Он буквально всасывает вкусы с молоком матери. Это тоже научный факт. Если кормящая мать ела полезные фрукты, ребёнку они тоже будут нравиться. Правильно и обратное: если мать не ела фрукты, ребёнок их не полюбит.
Кстати
Европейцы любят сладкое больше, чем представители других рас. Причина кроется в структуре гена TAS1R3, он отвечает за то, какое количество сахара должно попасть на рецепторы, чтобы человек понял, что пища достаточно сладкая. В геноме европейцев обнаружено две копии этого гена, а у африканцев и азиатов удвоенный вариант «сладкого» гена встречается редко.
Синдром бабушки
Учёные считают, что ребёнок с самого раннего возраста запоминает характерный вкус продукта и эта память сохраняется долго, влияя на его пищевое поведение практически в течение всей жизни. Правда, не исключено, что он полюбит ещё и вредную еду. Ведь в более старшем возрасте взрослые подчас влияют на вкусы детей не самым лучшим образом. Раньше этим особенно грешили бабушки: лучший подарок для внучат – сладости, булочки, конфетки-шоколадки. Ребёнок должен быть счастлив и упитан, пусть жизнь у него будет сладкой, а не полной лишений, голода и дефицита, как у них.
Сейчас мотивация меняется. Ребёнок с раннего детства живёт в мире рекламы, где любимые мультики постоянно прерываются бесконечными рекламными роликами. А сами рекламные ролики сделаны так же притягательно, как мультики. К тому же игрушки, сувениры и прочие прибамбасы, связанные с раскрученными мультяшными героями, продают в наборе с «джанком» – мусорной едой, сладкой, жирной, насыщенной пустыми калориями.Ребёнок выбирает еду, потому что его привлекает игрушка с любимым героем. А поскольку прилагаемый продукт почти всегда сладкий, он тоже понравится. Ведь сладкий вкус очень коварен.
«Эволюционно так сложилось, что со сладким вкусом у нас ассоциируется целый спектр положительных эмоций, – объясняет врач-психоэндокринолог, президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов. – Ведь сладкий вкус свидетельствует о зрелости плодов, об их пригодности в пищу, ведь кислые плоды ещё незрелы, а горькие часто уже подпорчены. Плюс привыкание к сладкому вкусу происходит быстрее, чем к горькому и кислому. Исторически это эволюционное приобретение было не так вредно, как сейчас, поскольку природная сладость продуктов была умеренной. Ситуация резко изменилась, когда мы научились делать сахар. И тут начались повышение градуса сладости и рост потребления таких продуктов. Сегодня их любят и взрослые, и дети. Сейчас это главнейшая медицинская проблема».
Изменить любовь к сладкому потом очень тяжело. Поэтому родителям нужно много трудиться, чтобы сохранить правильные вкусовые предпочтения, заложенные в ребёнка в раннем детстве. И для этого они должны сами питаться правильно, создавая здоровую пищевую среду вокруг него.
Есть много семей, где дома уже давно ничего не готовят, а только разогревают полуфабрикаты и другие уже готовые продукты. Такая еда невкусна и неполезна, но так удобнее. И эту модель пищевого поведения будут наследовать дети, поэтому лучший способ сформировать у ребёнка любовь к полезной пище – начать с себя. Да, это непросто, но усилия окупятся здоровьем детей. Став взрослыми, они будут устойчивы к вредным продуктовым влияниям.
По материалам: www.aif.ru