Весна – время устраивать будущих первоклассников в школу. В первый класс можно поступить с шести с половиной и почти до восьми лет.
Как понять, созрел ли для этого ваш отпрыск, или лучше ещё на годик продлить ему детство?
Наш эксперт – старший научный сотрудник НИИ гигиены детей и подростков кандидат медицинских наук Ирина Лашнева.
Вдруг перегорит?
Многие родители недоумевают: зачем держать в детском саду шестилетку, если он уже научился и читать, и писать, и считает до 100, и даже знает все планеты Солнечной системы? Ведь так он может и потерять интерес к учёбе!
Оказывается, овладение письмом и грамотой – ещё не показатель школьной зрелости. Более того, это и не нужно – в школе ребёнка всему этому научат, причём сделают это правильно. Гораздо важнее, чтобы к первому классу у ребёнка были правильно сформированы различные функции, которые позволят ему успешно учиться. Ведь зачастую современные дети знают очень много того, что им не пригодится в первом классе, но не знают и не умеют необходимых вещей.
Так в 6 или в 7?
1‑й класс – это критический период в жизни ребёнка, от которого очень сильно зависит его будущее. Отдать малыша учиться преждевременно – значит увеличить у него риск повышенной утомляемости и соответственно низкой успеваемости, а также проблем с социализацией. Исследования показывают, что слишком рано отданные в школу дети в средних классах болеют чаще тех, кто пошёл в школу вовремя. Ведь на фоне школьного стресса могут обостряться любые болячки. Поэтому до 7 лет детям (особенно мальчикам, которые обычно созревают позже девчонок) лучше побыть дошколятами.
Объективно оценить школьную зрелость мамам и папам трудно, но это могут сделать психолог и педиатр из детской поликлиники и нейропсихолог из социального центра развития – к ним и надо отвести чадо. В идеале это надо сделать за год до поступления в школу. Педиатр оценит уровень физического развития. А психолог (или нейропсихолог) протестирует интеллект будущего первоклассника и другие важные функции: координацию, движение (крупную и мелкую моторику), речь, уровень социализации, наличие мотивации к учёбе.
Но точно посидеть ещё один год в детском саду следует детям:
- с логопедическими проблемами;
- с неврологическими нарушениями;
- часто болеющим и имеющим хронические заболевания;
- тревожным, с повышенной эмоциональностью.
Если врачи скажут, что ребёнок не дозрел, лучше не торопиться с учёбой. Но это не значит, что в этот год надо лентяйничать.
На что потратить лишний год
Укрепляйте здоровье. Пусть ребёнок активно занимается спортом (тренирует сердечно-сосудистую систему и укрепляет костно-мышечный аппарат), больше гуляет, закаляется.
Развивайте память. Больше читайте ребёнку, учите его пересказывать и анализировать текст, учите с ним стихи, играйте в слова, города, другие интеллектуальные игры.
Укрепляйте эмоциональную сферу. Научите ребёнка спокойно относиться к проигрышам. В этом вам помогут любые игры, в том числе настольные.
Развивайте мелкую и крупную моторику. Для этого необязательно мучить малыша прописями – лучше пусть лепит, рисует, вырезает из бумаги, собирает конструктор, складывает оригами, мастерит из бисера, завязывает шнурки, помогает вам готовить. Вся эта деятельность отлично ставит руку. Крупная моторика развивается только в движении: пусть малыш больше лазает, бегает, прыгает, играет в подвижные игры.
Тест
Насколько развит ваш ребёнок
Уже 3 десятилетия психологи используют для оценки школьной зрелости тест Керна – Йирасека. Он позволяет сделать заключение о развитии сенсомоторных функций и интеллекта. Тест включает в себя 3 задания.
1. Портрет человека по памяти
Зачем нужно. Получить понятие об общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Оценки. 1 балл – рисунок подробный и достаточно реалистичный; 2 и 3 – некоторые детали отсутствуют; 4 – примитивное изображение; 5 – каракули.
2. Срисовывание письменной фразы из трёх слов (например: «Я ем суп»). Если ребёнок уже умеет читать письменные буквы, предлагается фраза на чужом языке.
Зачем нужно. Оценить степень развития моторики и координацию между глазами и рукой, а также умение подражать образцу. Это важно не только для овладения письмом, но и для обучения в целом.
Оценки. 1 балл – скопировано почти идеально; 2 – написано разборчиво, но буквы разного размера, а строчки пляшут; 3 – различимы хотя бы 4 буквы, а между словами есть интервалы; 4 – опознать можно хотя бы 2 буквы; 5 – каракули.
3. Срисовывание группы точек
В образце – 10 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Зачем нужно. Для определения способности ребёнка удерживать внимание и, не отвлекаясь, выполнять скучное задание.
Оценки. 1 балл – почти точно; 2 – с небольшими отклонениями, но в целом верно; 3 – рисунок похож, но число точек больше или меньше нужного (но не больше 20 и не меньше 7); 4 – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу; 5 – каракули.
Итоги
Сумма баллов по всем трём заданиям
3–6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
7–12 баллов – средний уровень.
13–15 баллов – низкий уровень, ребёнок нуждается в обследовании психического развития.
По материалам: www.aif.ru