Ах, школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают родители с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Социальная зрелость
Это потребность ребёнка в общении с людьми, умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Ребенок должен идти на контакт с учителем, он не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения.
Эмоционально-волевая сфера
Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Во всех подобных случаях ребёнок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.
Волевые усилия
Дети в школе не играют с игрушками, им порой придется выполнять нежелательную работу, подчинять свои интересы и желания будущим, более важным целям. Ребенок должен понимать, что есть не только слово «хочу», но есть и слово «надо». Именно поэтому, важно развивать волю у ребёнка.
Физиологическая готовность
При оценке состояния здоровья детей принято учитывать основные факторы:
- уровень достигнутого физического и психического развития;
- уровень функционирования основных систем организма;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- степень сопротивляемости организма к различным заболеваниям, тяжесть и длительность их протекания.
Необходимо при поступлении в первый класс знать, соблюдать и понимать основные гигиенические нормы: правильная поза за столом, осанка и т.п.
Интеллектуальная зрелость
Определяется функциональным созреванием структур головного мозга. У дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Ежегодно, при поступлении в школу, дети проходят психодиагностическое исследование уровня познавательных процессов. С целью определения уровня развития познавательных процессов у ребёнка и соответствия этого уровня возрастной норме.
Будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобиться для успешного обучения в школе.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник:
- Знать своё имя, отчество, фамилию, возраст; имена, отчества и фамилии родителей, место их работы; уметь перечислять всех членов семьи;
- Знать название города, в котором он живёт, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города;
- Знать название видов транспорта и уметь их различать;
- Знать основы безопасности жизнедеятельности;
- Знать названия месяцев, последовательность времён года, их основные приметы, стихи, загадки, и пословицы о временах года;
- Знать названия и порядок дней недели.
- Знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера; их детёнышей, повадки и отличия.
- Различать и называть овощи, фрукты, ягоды, продукты питания.
- Уметь: рассказывать русские народные сказки, составлять рассказ по картине, последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять количество и последовательность звуков в словах, делить слова на слоги.
- Составлять предложение из 3-4 слов. Расчленять простые предложения на слова.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз).
- Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
- Знать и различать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
- Соотносит цифру и число предметов.
- Измерять длину предметов с помощью условной меры.
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
- Владеть ножницами и карандашом.