Распространение коронавируса в мире в режиме пандемии пришло и в Россию. Очень важно своевременно осознать масштабы бедствия. В мире есть много работ по моделированию эпидемии коронавируса на основе официальной эмпирики, публикуемой в открытых СМИ. Например, работа «Coronavirus: Why You Must Act Now» даёт важные выводы, полученные путем моделирования, и на их основе практические рекомендации.
Основные очаги максимально интенсивного распространения заболевания в Китае, Италии, Испании позволяют — по официальным данным — судить о параметрах эпидемии. Так, на 27 марта в Китае число заболевших составило — 81667 чел. В Италии — 80539 чел. В Испании — 57786 чел. В США — 85327 чел. В России сообщается о более, чем 1000 чел.
Очевидно, что приведенные цифры зависят от эффективности и добросовестности институтов официальной статистики, национальной системы здравоохранения и от политических соображений властей той или иной страны по части информационной политики.
Учитывая определенное сходство обстоятельств для указанных стран с российскими, реальное состояние российского здравоохранения после так называемой оптимизации и хронического недофинансирования, заметного устранения государства от задач качественного здравоохранения и перевода его на коммерческие рыночные основания, можно допустить, что особых обстоятельств, гарантирующих России защищенность от эпидемии, и создающих особо благополучный «островок» в мире, не существует. Гораздо вероятнее, что перечисленные обстоятельства и запаздывание мер, которые может предпринять только государство, предопределяют существенно более тяжкие последствия именно в России.
Более того, хроническая предрасположенность правящей политической группировки к искажению официальных статистических и социологических данных в сторону их приукрашивания (для демонстрации ее «успехов») заставляет предполагать, что официальные российские цифры по числу заболевших коронавирусом, количеству умерших и выздоровевших людей также будут существенно фальсифицированы. Дополнительным стимулом для этого будут вполне рациональные соображения сдерживания панических настроений в обществе.
Но искажение информации делает действия властей по защите населения от эпидемии неадекватными. Они запаздывают и не включают должные меры по противодействию эпидемии. Такие как полное закрытие страны, обязательный и жестко контролируемый карантин, мгновенное — по мобилизационному типу — налаживание выпуска антисептиков, средств дезинфекции, защиты, предохранения граждан и врачей от контакта с вирусом, меры по безотлагательной разработке вакцины и лекарств против нового вируса. Да и «неучтенные» инфицированные ведь продолжают заражать окружающих людей! В российской действительности все эти обстоятельства налицо.
Поэтому, следуя выводам работы возможно предположение, что сообщения о 1000 заболевших необходимо умножать на десятки и сотни. Для уточнения российских обстоятельств автором было выполнено моделирование эпидемии коронавируса в России.
<hr/>
Моделирование развития эпидемии может указать на реальные масштабы заболевания, динамики и продолжительности эпидемии.
Отношение читателя к результатам моделирования, как правило, критично. Вплоть до неприятия результатов. Но для специалиста существуют критерии проверки моделирования на достоверность отображения текущего состояния предмета моделирования и прогностичность. Оценить их можно, в частности, по выполнению требования самосогласованности модели (что подтверждает ее адекватность) и ее способности давать приближенные к pеальным показатели.
В данном случае отдельно и независимо друг от друга моделировалось: (1) количество заболевших за каждую неделю, (2) количество умерших и (3) выздоровевших тоже за каждую неделю. Подчеркнем, что каждый из трех показателей моделировался самостоятельно и независимо от двух других. Затем путем суммирования по шкале времени с недельным шагом определялся нарастающий итог указанных трех показателей. Моделирование выполнялось с прогнозом развития эпидемии. В конце подсчитывался баланс. Число всех заболевших за период должно равняться сумме всех умерших и всех выздоровевших. Это требование — проверка на адекватность моделирования. Проверка показала, что баланс при данном моделировании получается с точностью 1%.
Точность официальных данных зависит от соотношения количества проводимых тестов на коронавирус и уровня реальной заболеваемости. По сообщениям российской прессы в конкретных и исключительных известных столичных случаях заболевания ВИП больных (Л.Лещенко, И.Николаев) тест делается за два дня. Из специализированных клиник сообщается, что даже и за 5–7 дней. Это означает пересылку проб в удаленную лабораторию, и, главное, то, что в стране (в регионах) нет сети центров и массового оперативного тестирования на местах. Отсюда следует, что реальный охват потенциально заболевших не может превышать нескольких процентов. Соответственно, официальные данные о числе заболевших нужно увеличивать — для приближения оценки к действительному положению дел, минимум, в десятки раз.
Что касается смертности, то даже официальная статистика говорит о том, что смертность по причине пневмонии (так говорится в графе причина смерти) увеличилась в России по сравнению с предыдущим годом (месяц к месяцу). Увеличение смертности от пневмонии по публикациям в СМИ составляет для сопоставления январь 2020/январь 2019 только в Москве 37%. Официальные лица сообщают из регионов России о росте заболевания пневмонией и смертности от нее уже в феврале 2020 года. Но коронавирус поражает организм больного именно в виде пневмонии! Диагнозы без специального тестирования на коронавирус ставятся попросту неверные. Это подтверждает вышеуказанное предположение, что реальные показатели эпидемии коронавируса в России отличаются от официальных в десятки, а, возможно, что и в сотни раз. Это наносит очевидный ущерб оперативности и масштабу противоэпидемиологических мероприятий.
Для оценки путем специально апробированного моделирования и прогноза российской эпидемии были построены динамики заболеваемости, смертности, выздоровления и итоговый процент смертности больных коронавирусом. Результаты моделирования приведены на рис. 1–2.
Рис. 1. Оценка динамики реального количества больных коронавирусом в России
Пик текущего количества больных придется на май—июнь 2020 г. Количество заболевших достигнет сотен тысяч человек.
Рис. 2. Оценка скорости (шаг — 1 неделя) реальной смертности и выздоровления больных коронавирусом в России
На рис. 2 видно, что максимальная скорость заболевания пришлась на март, в течение которого серьезных мер по карантину и тестированию, по массовому применению масок и антисептиков, как и специальных порядков поведения людей не предпринималось.
Массовое выздоровление по прогнозу значительно ускорится, начиная с июля. Эпидемия практически прекратится в сентябре 2020 года.
Что следует из проделанного оценочного моделирования?
1. Официальные данные существенно занижены, а представления о динамике развития эпидемии запаздывают, как запаздывают и действия властей. Вместо каникул необходим жесткий карантин. Нужно массированное обеспечение населения и спецперсонала средствами защиты. Нужно массовое развертывание госпиталей. Как это делал Китай.
2. Итоговая смертность от коронавируса в российском случае (по всей длительности эпидемии) при моделировании оценочно составила 1,25%. По всему миру по публикациям в СМИ смертность (на 27 марта 2020 года, то есть текущая, еще до окончания эпидемии) составила — 4,5%. Китай — 4%. Ю.Корея — 1,4%. Япония — 2,3%.
Такое расхождение объясняется следующим. Цифры, которые дают указанные государства, получаются относительно числа заболевших именно коронавирусом, выявленных тестированием. Очевидно, что истинное число заболевших коронавирусом должно быть больше, почему относительная смертность оказывается завышенной. В этой разнице смертность относится на другие диагнозы. Поэтому истинная смертность от коронавируса (которая выявляется при моделировании) должна быть меньше практически наблюдаемой в реальных условиях медицинской практики и государственной информационной политики, о чем говорилось в начале настоящего отчета. В проделанном в данной работе моделировании смертность относится к истинному количеству заболевших коронавирусом.
При моделировании для вышеуказанных стран оценивание смертности дало следующие истинные значения. Для всего мира — 1,44%, Китай — 1,46%, Ю.Корея — 1,4%, Япония — 1,25%.
3. Общее количество умерших в России (именно от коронавируса) моделирование прогнозирует на уровне до 6000 чел. При этом в 2019 году от пневмонии, как таковой, умерло 19000 чел.
4. Вероятно создание и массовое применение вакцины и эффективной терапии заболевания летом (июль) 2020 года. Ожидается эффект летнего температурного влияния на коронавирус.
5. Прогнозируется вторая волна заболеваемости коронавирусом, которая будет существенно более слабой.
6. Полное преодоление эпидемии вероятно осенью (сентябрь) 2020 года. Однако, вероятно, что появится остаточное явление постоянной заболеваемости коронавирусом (эффект спящего вируса) на уровне около 5500 чел при минимальной смертности и при наличии вакцины и лекарств, то есть заболеваемость будет удерживаться на этом уровне применением эффективных методов диагностики и лечения.
Конечно, приведенные материалы будут окончательно проверены на достоверность только по прошествии времени (до конца этого года). Да и то с оговорками относительно достоверности исходных официальных данных. Однако, определенные ориентиры и подсказки специалистам и ответственным государственным структурам для борьбы с эпидемией этот материал, вероятно, наряду с иными модельными прогнозами может дать.
Немаловажно и то, что все, кто ознакомятся с этим материалом, получат определенную информацию для выработки собственных жизненных и гражданских усилий.