16 мая на заседании Комитета по охране здоровья Госдумы обсуждали вопрос о состоянии заболеваемости ВИЧ-инфекцией в России по итогам 2018 года. Размеренным тоном докладчик от министерства рассказывал нам о том, что на учете в РФ в настоящее время состоит 896 тысяч больных ВИЧ-инфекцией (Ульяновская область 12885). За 2018 год в России выявлено 101 345 новых ВИЧ-инфицированных пациентов (Ульяновская область -1083). Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в России за 2018 год составил 69,0 случаев на 100 тыс. населения (Ульяновская область — 86,9). Умерло за 2018 год от всех причин 36868 больных ВИЧ-инфекцией (Ульяновская область — 562). 60% из них от причин, непосредственно связанных с ВИЧ-инфекцией.
Далее последовали данные о снижении заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 4.9% в сравнении с 2017 годом, о росте охвата обследованием на 12,1%, увеличении числа больных получающих лечение до 42,4%.
Вроде ровные цифры и «намечающаяся тенденция» к улучшению. Но что осталось за кадром?
А то, что общее число больных ВИЧ-инфекцией даже по официальным данным Роспотребнадзора в России превысило 1 миллион человек. Часть пациентов просто не встают на учет, часть еще не выявлена! Поэтому ряд научных источников говорят о реальных 1,2-1,3 миллионах зараженных ВИЧ-инфекцией россиян.
Речь идёт о настоящей эпидемии, но официально этого нигде не признается.
Россия занимает 4-е место в мире после ЮАР, Нигерии и Мозамбика по скорости появления новых случаев ВИЧ-инфицированных в единицу времени (темпу роста).
Россия занимает 1-ое место по заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Европе. В России количество вновь заболевших людей больше, чем во всей остальной Европе. А показатель заболеваемости (число новых случаев ВИЧ в расчете на 100 тыс. населения) в России в 10 раз выше, чем развитых европейских странах! По этому показателю мы опережаем вдвое даже Украину и Белоруссию.
Наиболее высокий уровень пораженности ВИЧ-инфекцией среди населения наблюдается в возрастной группе 30–44 года. Среди мужчин в возрасте 35–39 лет 3,2 % живут с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции. Среди населения в возрасте 15-49 лет 1,2% инфицированы ВИЧ.
Теперь о смертности. Как уже было отмечено, в 2018 г. в Российской Федерации умерло от всех причин 36 868 больных ВИЧ-инфекцией, что на 15,6% больше(!), чем в 2017 г.
В 2000 году умерли от СПИДа 208 человек, в 2005 году — 1529, в 2010 году — 6784, в 2014 году — 12 540, в 2015 году — 15 520, в 2016 году — 18 577, в 2017 году — 31 898, в 2018 году — 36 868.
В 2017 г. по данным Росстата ВИЧ-инфекция была причиной более половины от всех смертей от инфекционных болезней (57,2%). Умирают инфицированные ВИЧ в России в относительно молодом возрасте (в среднем 38 лет в 2018 г.). Для сравнения в Европе средний возраст смерти — более 50 лет.
При сохранении текущей тенденции до 2031 года уровень смертности от ВИЧ превысит уровень смертности от новообразований (примеч. сейчас они занимают 2-ое место).
Наконец об охвате тестированием. Рост на 12,1% и общее число протестированных почти 38 миллионов человек — это хорошо, но это менее 30% от всего населения.
С лечением тоже не все здорово. Охват специфическим лечением в России 42.4% при требуемых (на фоне эпидемии) 90%. Он чрезвычайно низок для того, чтобы влиять на снижение заболеваемости. Сами препараты, которые широко используются в стране, по мнению ведущих специалистов, не в состоянии влиять на снижение показателей смертности в России. Они уже морально устарели.
Но не надо думать, что современное дорогостоящее лечение это бесполезное дело и пустая трата государственных средств. Без лечения средняя продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных составляет 11 лет. При наличии адекватного лечения они живут на 15-20 лет больше, работают, ведут нормальный образ жизни, создают семьи. Более того в 2018 году родилось 14762 ребенка от ВИЧ-инфицированных матерей и только у 220 детей (1.5%) подтверждена ВИЧ-инфекция. На фоне адекватного лечения рождаются здоровые дети! При эффективном лечении ВИЧ-инфицированного человека вероятность заражения от него при половом контакте менее 1%.
Но хуже всего, безусловно, дело обстоит с профилактикой. Распространение информации о ВИЧ-инфекции, способах передачи, лечения, профилактики, терпимости к пациентам с ВИЧ-статусом пока остались за рамками широкого государственного и общественного внимания. Где-то 30-40% ВИЧ-инфицированных не знают, что они инфицированы. Из тех, что знают, 25% пока не встали на учет. А из тех, кто встал на учет, лечение по разным причинам получают пока только чуть более 40%. Некоторые в силу отсутствия информации и соответствующей разъяснительной работы даже отрицают свой ВИЧ-статус.
В России ВИЧ инфекция ранее активно распространялась среде наркоманов. В настоящее время запущен снежный ком — от наркозависимых эпидемия распространяться дальше уже половым путем. По данным 2018 года доля россиян, заболевших ВИЧ таким образом, составила 63.5%. Чтобы хотя бы сократить темпы развития эпидемия сейчас нужна сверхактивная профилактическая работа — прежде всего, с молодежью, потому что носители — люди до 40 лет.
Приведу слова профессора Покровского — признанного авторитета среди специалистов по ВИЧ-инфекции:
«В 2017 году четко наметился уклон к пропаганде семейных ценностей, воздержанию, верности, но почему то с исключением или прессингом других методов: заместительное метадоновое лечение (таблетки через рот вместо наркопрепаратов), обмен использованных шприцев на новые, барьерная профилактика».
“То, почему Минздрав не занимается предупреждением заражения ВИЧ, объясняется густым духом ладана, который витает над чиновниками. Пр****вы рекламировать нельзя, потому что это «поощряет разврат и снижает рождаемость»; чистые шприцы раздавать нельзя, так как это «стимулирует употребление нарк****ов»; заместительная опи***ная терапия – это «легализация наркотиков». Прост****ок у нас нет, так как такая профессия не зарегистрирована Минтрудом, а легализовать прост****ю безнравственно. Половое просвещение в школах проводить можно, но оно должно быть целомудренным.”
Короткие выводы, основанные на мнении специалистов:
В 2017-2018 годах ВИЧ/СПИД продолжил своё «победоносное» шествие по территории России, вовлекая в эпидемический процесс всё новые и новые группы населения.
Предпринимаемые меры профилактики оказались недостаточными. Оказалось, что просто периодически раздавать мужские барьерные средства, листовки, носить футболки — этого мало.
Существующая система сети СПИД-центров показала неэффективность — число зараженных ВИЧ граждан РФ растёт семимильными темпами, растёт смертность от ВИЧ, число ВИЧ-инфицированных с неопределяемой вирусной нагрузкой катастрофически низок, предконтактная и постконтактная лекарственная профилактика практически недоступна для большинства населения, отсутствует серьёзная, планомерная, результативная работа среди групп риска — наркопотребителей, КСР, УФСИН.
Низкий охват лечением людей зараженных ВИЧ не позволяет снизить темпы роста эпидемии ВИЧ-инфекции.
Для предотвращения эпидемической катастрофы, по-видимому, требуется вмешательство главной политической фигуры России, видимо убаюканной красивыми отчетами чиновников.
Профилактика и еще раз профилактика, где верность и воздержание не противопоставляются современному половому воспитанию.
Борьба с ВИЧ должна стать национальной стратегией, образом жизни граждан с РЕАЛЬНОЙ поддержкой на государственном уровне. Соответствующие предложения будут сформулированы от имени комитета.
Книга «Мы всё ещё русские» здесь